Многолетний опыт проведения научно-прикладных исследований по зоологии, зооценологии, паразитологии, паразитоценологии и преподавания этих наук на кафедре медицинского вуза

УДК 59 + 576.8 + 502.7:37.03

А. В. Самсонов, Ш. Б. Брагин, С. А. Овчинников,
Л. С. Мехова, Р. В. Комаревская

Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк, Украина,
E-mail: science@dsmu.edu.ua

Ключевые слова: исследование, преподавание, зооценология, паразитология, паразитоценология

LONG-TERM EXPERIENCE IN general and APPLIED RESEARCH iN ZOOLOGY, ZOOCENOLOGY, PARASITOLOGY, PARASITOCENOLOGY AND its TEACHING
iN MEDICAL Institute of HIGHer education

A. V. Samsonov, Sh. B. Bragin, S. А. Ovchinnikov,
L. S. Mechova, R. V. Komarevskaia

Donetsk State Medical University by M. Gorky, Donetsk, Ukraine, E-mail: science@dsmu.edu.ua

Keywords: research, teaching, zoocenology, parasitology, parasitocenology

Зооценология и паразитоценология возникли десятки лет назад. О смешанных заразных болезнях и микробных ассоциациях уже писали Мечников (1863), Пастер (1863), Лейкарт (1881) и др. Большой вклад в изучение ассоциативных болезней внесли Догель, Скрябин, Беклемишев. Исследования этих и других ученых позволили Павловскому (1937, 1961) создать учение о паразитоценозах. Особенно широко развернулись работы по изучению зооценозов и паразитоценозов в Украине благодаря организаторской и научной деятельности Маркевича.

Сотрудники кафедры биологии (переименованной в 1992 г. в кафедру медицинской биологии, паразитологии и генетики) начали проводить научную работу по рассматриваемым проблемам и включать полученные результаты в педагогический процесс с момента открытия Донецкого медицинского института (1930 г.). К настоящему времени по зоологической тематике сотрудниками кафедры опубликовано более 500 научных работ, в том числе и методические рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий против паразитозов в зоо- и антропопаразитоценозах. По этой тематике защищены докторские и кандидатские диссертации.

Основные направления научно-прикладных исследований были посвящены изучению зоологической и паразитологической ситуаций в условиях Украины, России, Беларуси и Молдовы; выявлению основных причин формирования (становления) зооценозов, ассоциативных заразных болезней среди людей, домашних и диких животных. Особое внимание уделялось изменению содержания микроэлементов, свободных аминокислот и активности дыхательных ферментов в органах и тканях экспериментальных животных (белых крыс, мышей и др.) при моно- и полиинвазиях как показателя динамики паразито-хозяинных отношений. Практический интерес представляют собой результаты, полученные при изучении патогенеза, диагностики и профилактики ряда важнейших заразных болезней.

Анализ нашего материала позволяет сделать вывод, что в формировании ассоциативных гельминтозов, протозоозов и паразитоценозов ведущее значение принадлежит эпидемиологическим и эпизоотологическим закономерностям. Частота сочетаний возбудителей различных инвазий и инфекций обусловлена частотой встречаемости каждой из них в отдельности.

Нами (Самсонов, 1988) впервые было высказано мнение, что на первых этапах формирования сочетанных паразитозов, паразитоценозов в основном ведущую роль играют факторы, способствующие заражению хозяина теми или иными возбудителями болезней. Реализация следующего этапа – возникновение паразитоценозов – зависит от многих факторов и условий: генетически обусловленной устойчивости хозяина, межвидовых и внутривидовых отношений между возбудителями в организме хозяина, локализации и плотности заселения паразитами тканей и полостей тела человека и животных, пола и возраста хозяина, миграционных процессов, качественного состава пищи для человека и кормов для животных, в которые часто наряду с витаминами, микроэлементами входят вещества, убивающие или изгоняющие различных паразитов.

Наши исследования показали, что паразитозы и паразитоценозы вызывают патологические изменения в организме человека и животных на различных уровнях организации. Так, установлено, что они подавляют неспецифический иммунитет и приводят к разнообразным формам приобретенного иммунодефицита, связанного с нарушением или отсутствием клеточного иммунного ответа на любые антигены возбудителя и поликлональной активности
В–системы, что способствует частому возникновению различных соматических и заразных болезней, а также создает предпосылку к снижению эффективности вакцинопрофилактики.

Полученные данные свидетельствуют о том, что ассоциативные паразитозы (энтеробиоз и гименолепидоз) оказывают угнетающее действие на иммунную систему детей. Это приводит к значительному снижению антителообразования, не способного обеспечить формирование длительного гуморального иммунитета к кори и паротиту, что, в свою очередь, снижает эффективность вакцинопрофилактики против этих гельминтозов.

Смешанные болезни, вызванные двумя или более систематически близкими видами паразитов (аскариды, трихоцефалюсы и др.) могут иметь сходную схему лечения с использованием одних и тех же препаратов. Затрудненность лечения смешанных инвазий и инфекций в ряде случаев зависит от того, какой из паразитов раньше попадает в организм хозяина (или раньше начинает вызывать у него патологический процесс). В связи с тем, что смешанные паразитозы и паразитоценозы вызывают иммунодефицитное состояние, при лечении таких заразных болезней наряду с этиотропными препаратами необходимо использовать также иммуномодулирующую терапию.

Проведенные биохимические исследования позволяют рекомендовать для терапии как моно-, так особенно полиинвазий и инфекций препараты, содержащие жизненно важные микроэлементы и ряд аминокислот, особенно незаменимых. В борьбе с ассоциациями и паразитоценозами необходим комплексный подход: групповые методы лечения и профилактики (применение препаратов широкого спектра действия, обезвреживание внешней среды одновременно от многих возбудителей и т. п.).

Полученные нами вышеприведенные и другие данные широко используются при проведении учебного процесса со студентами (отечественными и иностранными). Первостепенное значение в совершенствовании учебного процесса имеют подготовленные преподавателями кафедры учебники, учебные пособия, методические указания, опубликованные в издательствах Москвы, Киева и Донецка. Улучшению преподавания биологии, генетики, зоологии, зооценологии, паразитологии, паразитоценологии, симбиоценологии, экологии и гигиены в медицинских вузах Украины способствовали типовые учебные программы, разработанные сотрудниками кафедры. В разработке последней типовой программы, утвержденной МЗ Украины в 2000 г., приняли также участие и преподаватели других профильных кафедр медицинских вузов страны. Реализация целей этих программ в изучении предмета предусматривает преемственность, интеграцию со смежными кафедрами и исключает дублирование отдельных разделов от первого до последнего курса. В то же время обеспечивается исходный уровень знаний для подготовки студентов не только по клиническим дисциплинам, но и по специальным курсам, читаемым на кафедре: «Теоретико-прикладные основы паразитарных инвазий человека» и «Паразитарные инвазии человека в жарких странах». Кроме межпредметной интеграции особое значение имеет внутрипредметная интеграция (использование различных форм построения логико-дидактических структур к каждой теме занятия). На кафедре широко используется система программных целевых обучающих и контролирующих ситуационных задач, метод анализа конкретных ситуаций с их дискуссионным обсуждением, проведение занятий по типу ролевой игры.

В последние годы коррекция учебного процесса обучения на кафедре осуществляется с помощью тестового контроля. Разработаны программно-целевые тесты, включающие задания и эталоны ответов. Тестовые задачи и вопросы подготовлены как для текущего, так и для рубежного контроля знаний и умений студентов от первого до выпускного курсов. На кафедре работает научный кружок, в котором студенты под руководством преподавателей проводят эксперименты по рассматриваемым проблемам, докладывают свои работы и публикуют их. Регулярно проводятся первые этапы Всеукраинских олимпиад студентов. Участие в них позволяет студентам продемонстрировать неординарные знания по медицинской биологии, зооценологии, паразитоценологии и другим актуальным проблемам. Надеемся, что наш опыт работы может быть использован в других вузах.


Zoocenosis — 2005
 Біорізноманіття та роль зооценозу в природних і антропогенних екосистемах: Матеріали ІІІ Міжнародної наукової конференції. – Д.: Вид-во ДНУ, 2005. – С. 155-157.

Розповісти колегам:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники