Методические основы построения типовой шкалы оценки роста рыб

УДК 597.08:57.017.64

И. А. Белянин

Саратовское отделение ФГНУ ГосНИОРХ, Саратов,
Российская Федерация, gosniorh@mail.ru

METHODICAL BASES OF CONSTRUCTION
OF A TYPICAL SCALE FOR FISH GROWTH ESTIMATION

I. A. Belyanin

State Research Institute on Lake and River Fisheries, Saratov Branch, Saratov, Russia

История типизации роста рыб насчитывает почти столетие. Критерии роста до 1990-х годов устанавливались произвольно. Лишь в работе Я. Шербовски (1981) сделана попытка унификации методики статистическим расчетом на основе одного показателя вариационного ряда – средней длины рыб (                         ) с использованием уравнения Берталанффи для установления границ роста. Последующие многочисленные попытки применить метод Щербовски не дали однозначных положительных результатов.

В последнее время появилась серия работ (Сметанин, 2003; Ермолин, 2004, 2006, 2007; Белянин, 2007; Янкова, 2007 и др.) в которых построение типовой шкалы оценки роста осуществляется на основе двух показателей вариационного ряда –  и σ (среднеквадратичес­кое отклонение) по модели:

У = ±,                                                                                (1)

где У – граница класса роста, t – нормированное отклонение.

На сегодняшний день предложено две шкалы оценки роста: трехбальная (Сметанин, 2003; Янкова, 2007) и пятибалльная (Ермолин, 2004, 2006; Белянин, 2007). При построении обоих шкал используется нормо-параметр – границы класса нормальной кривой распределения признака в пределах которого расположено 50 % вариант вариационного ряда, равного ±0,67σ. В трехбалльной системе оценки рост рыб, отличающийся не более чем на ±0,67σ характеризуется как средний рост. Выше +0,67σ – как быстрый (высокий), ниже –0,67σ – медленный (низкий). Используем названия и условные обозначения границ и классов роста по Щербовски (1981). В этом случае У1 = +0,67σ, У2 = –0,67σ. Рост рыб, укладывающийся в интервал между У1–У2 соответствует среднему, >У1 – быстрому, <У2 – медленному.

Переход к пятибалльной шкале означает определение следующих границ, соответствующих У3 и У4. При установлении их условно было принято, что одна из границ (максимальная или минимальная) вариационного ряда остается неизменной, в то время как другая сдвигается при сохранении нормальной кривой распределения. При этом новые границы распределения среднего класса должны лишь соприкасаться c прежними не перекрываясь. В этом случае происходит изменение масштаба при сохранении нормальной кривой распределения. Кратность изменения равна 1,5. Иначе говоря, при новом раскладе примерно 50 % вариант нового вариационного ряда будут умещаться на отрезке 0,89σ прежнего ряда. Отсюда, граница У3 = +1,56σ (0,67σ + 0,89σ), а У4 = –1,56σ (–0,67σ + –0,89σ). Рост рыб, укладывающийся в интервал от –0,67σ до –1,56σ (между У2–У4) соответствует медленному, от +0,67σ до +1,56σ (между У1–У3) – быстрому росту. Все значения менее –1,56σ (<У4) характеризуют очень медленный, более +1,56σ (>У3) – очень быстрый темп роста (Ермолин, 2006). В сравнительном плане границы трехбалльной и пятибалльной шкал оценок роста представлены в таблице 1.

Таблица 1. Граничные значения классов роста
в трехбальной и пятибальной шкалах оценок роста

Шкала   оценки роста

Граничные   значения Уi

У4

У2

У1

У3

Трехбалльная

     –0,67σ

+0,67σ

Пятибальная

     –1,56σ

     –0,67σ

+0,67σ

     +1,56σ

Таблица 2. Основные показатели густеры водохранилищ Нижней Волги

Возрастные
группы

Число
наблю­дений (n), экз.

Размах
вариаци­онного
ряда (Z), см

Число   наблюдений
приходящихся на 1 см длины вариационного ряда (d), экз.

Среднее
значение
(      ), см

Средне­квадратическое   откло­нение σ, см

Коэффи­
циент
корреляции
и σ, (r)

1

1501

5

300

4,3

0,7

2

1358

7

194

7,0

1,0

3

2674

11

243

10,0

1,6

0,96

4

3353

12

279

12,6

1,7

0,84

5

3685

13

283

14,8

1,8

0,81

6

4141

14

296

16,5

1,7

0,87

7

3191

15

213

18,4

2,1

0,95

8

2088

16

131

20,0

2,3

0,99

9

1507

17

89

21,7

2,5

0,98

10

1131

17

63

22,7

2,6

0,90

11

706

17

42

23,8

2,6

0,74

12

447

15

30

24,7

2,6

–0,76

13

358

16

22

25,3

2,6

–0,81

14

148

12

12

26,7

2,5

–0,94

Σ

26288

 

В процессе сравнительного анализа на большом объеме материала установлено, что его однородность должна прослеживаться как минимум на возрастном отрезке равном два средних возраста созревания или возраста особей нерестового стада (Ермолин, 2007). Однородность материала устанавливается по смене знака коэффициента корреляции в сопряженной паре  и σ. В качестве примера в таблице 2 приводятся основные показатели густеры (Blicca bjoerkna (Linnaeus, 1758)) водохранилищ Нижней Волги. Хорошо видно, что материал однороден в возрастном ряде до 11 лет включительно, куда входит более 96 % численности данного вида. Указанный ряд включает 2,0–2,5 возраста созревания и среднего возраста нерестовых популяций густеры Волгоградского и Саратовского водохранилищ.

Следует отметить, что смена знака корреляции происходит, когда d менее 40 экз. на 1 см Z. То есть, при сборе материала с целью построения типовой шкалы оценки роста рыб, следует ориентироваться на объем в 40 наблюдений на 1 см размаха вариационного ряда в возрастных группах. Использование коэффициентов (L, К и t0) формулы Берталанффи существенно упрощает построение и использование типовой шкалы оценки роста (табл. 3).

Таблица 3. Значения коэффициентов в формуле Берталанффи
для густеры водоемов Нижней Волги

Обозначения

Коэффициенты

Средняя   ошибка
апроксимации, %

L

К

t0

y4

27,5

0,1151

0,0976

0,5

у2,

30,4

0,1163

0,0287

0,3

y1

34,6

0,1188

0,1691

0,5

y3

37,5

0,1199

0,2447

0,7

 

Работы последних лет существенно продвинули методические основы построения типовой шкалы оценки роста. Однако это не означает их завершенности. Следует ожидать дальнейшее совершенствование не только метода, но и направления работ в целом.


Zoocenosis — 2007
 Біорізноманіття та роль тварин в екосистемах: Матеріали ІV Міжнародної наукової конференції. – Дніпропетровськ: Вид-во ДНУ, 2007. – С. 131-133.

Розповісти колегам:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники