Экологические последствия эксплуатации нового участка дороги Киев–Чоп в Львовской области
УДК 504.5:574.3
О. В. Федонюк
Национальный лесотехнический университет Украины, Львов, Украина, olga_fedonyuk@mail.ru
ECOLOGICAL CONSEQUENCES OF EXPLOITATION
OF NEW ROAD KYIV–CHOP IN THE LVIV AREA
O. V. Fedonyuk
National Forestry Engineering University, Lviv, Ukraine
В 2008 году вблизи сел Липники и Деревач (Пустомытовский р-н) открыт новый участок автомагистрали М-06 международного значения Киев–Чоп. На отркытии 19 июля 2008 года побывал министр транспорта и связи Й. Винский. Старая дорога была в очень плохом состоянии, но в отличии от новой находилась в удобном для селян месте, где были постоены автобусные остановки. Новая дорога спроектирована и построена с экономией средств и в обход села Деревач. Этот факт в связи с новыми неудобствами для селян вызвал резонанс – об этом много писали местные газеты, снимались сюжеты для телевидения, организовывались митинги. Несмотря на множественные обещания политиков, проблема до сегоднешнего дня остается не решенной. Проблема, о которой вообще никто не говорил – это уничтожение леса под строительство дороги. Под новую дорогу вырубали деревя на участке около 50 000 м². Рубки проведены в зеленой зоне Львова в Липниковском лесничестве (Государственное предприятие Львовлес).
Строительство новой дороги стало причиной ряда нежелательных последствий:
– под новую дорогу пришлось проводить рубки леса и фрагментировать его;
– во время строительства техника и рабочие создавали значительное шумовое загрязнение, что очень неблагоприятно сказалось на местной орнитофауне и териофауне, в том числе охотничьих видах;
– после рубки леса, опушка начала быстро деградировать, наблюдается масовое усыхание деревев (бук, граб, лиственница);
– создался повышенный риск гибели животных на дороге, особенно масовых сезонных мигрантов – амфибий;
– разрушена среда обитания растений и животных Красной книги Украини.
Анализ сложившейся ситуации дает возможность сделать заключене о том, что экологическая экспертиза перед строительством дороги проводилась очень некачественно. Согласно законов Укранны не разрешается проводить никаких работ на территориях, где обитают виды Красной книги Украины. В даном случае дорога построена на месте обитания как минимум трех видов Красной книги (1994, 2009). Это тритон карпатский (Lissotriton montandoni Boulenger, 1880), тритон альпийский (Mesotriton alpestris Laurenti, 1768), широкоушка европейская (Barbastella barbastellus Schreber, 1774). Известно также, что в данном лесничестве гнездятся черные аисты (Ciconia nigra Linnaeus, 1758) и редкие хищные птицы, например малый подорлик (Aquila pomarina Brehm, 1831), змееяд (Circaetus gallicus Gmelin, 1788) и другие. Из перечисленных видов животных карпатский тритон – эндемический вид, который кроме Карпат и некоторых передгорных районов нигде в мире не встречается. Очень неблагоприятна эксплуатирумая скоростная автомагистраль для рептилий, которым переползти 28-метровую по ширине дорогу и остаться живыми практически невозможно. А обитают здесь ящерицы трех видов, гадюки и ужи: прыткая ящерица (Lacerta agilis Linnaeus, 1758), ящерица живородная (Zootoca vivipara Jacquin, 1787), веретенница ломкая (Anguis fragilis Linnaeus, 1758), гадюка обыкновенная (Vipera berus Linnaeus, 1758), уж обыкновенный (Natrix natrix Linnaeus, 1758). Среди амфибий в исследованных биотопах обитают тритон обыкновенный (Lissotriton vulgaris Linnaeus, 1758), тритон гребенчатый (Triturus cristatus Laurenti, 1768), травяная лягушка (Rana temporaria Linnaeus, 1758), квакша (Hyla arborea Linnaeus, 1758), серая жаба (Bufo bufo Linnaeus, 1758), краснобрюхая жерлянка (Bombina bombina Linnaeus, 1761).
С 2005 по 2007 год мы изучали численность тритонов карпатского и альпийского в лесах Львовской области и в Липниковском лесничестве. Для алипийского тритона установлена численность 1,25 ± 0,40 ос./м2 нерестилища. Интерестно, что численность была выше в Липниковском лесничестве, чем в Карпатах. Численность карпатского тритона – 4,06 ± 0,47 ос./м2 нерестилища. Это почти в три раза выше численности тритонов в горных биотопах. В итоге, можем утверджать, что буково-грабовые леса в Липниковском лесничестве более благоприятны для некоторых животных, нежели горные. До сих пор на данной территории почти нет заповедных объектов, строятся новые дороги, ведутся полноценные рубки леса, не контролируется рекреационная деятельность.
Мы можем сделать вывод о том, что в Украине и в частности во Львовской области грубо нарушается природоохранное законодательство, что приводит к сокращению биотопов местних видов, их численности, гибели и принужденных миграций. Интересы местного населения на государственном уровне вообще не учитываются. Возможно, реконструкция старой дороги и обошлась бы государству дороже, но была бы сохранена уникальная экосистема и интересы местного населения относительно автобусной остановки. Цена, заплаченая за дорогу, сегодня по сути не дала никакой экономии, так как локальная деградация экосистемы обходится значительно дороже, просто эколого-экономической оценки никто не делает и, очевидно, делать не намерен.
Zoocenosis — 2011
Біорізноманіття та роль тварин в екосистемах: Матеріали VІ Міжнародної наукової конференції. – Дніпропетровськ: Вид-во ДНУ, 2011. – С. 38-39.